Суббота, 15 Декабря 2018 года      $ 66.43      € 75.38

Ответ Банка России на запрос о практике использования информации результатов банкротных аукционов при проведении проверок залогов и активов

26 марта 2018

Текст запроса

Тенденция развития практики использования Банком России информации результатов банкротных аукционов при проведении проверок залогов и активов (в т.ч. непрофильных) вызывает крайнюю озабоченность банковского сообщества.

На расширенном заседании экспертов и специалистов банков, которое проводилось 19.12.2017 г., обсуждалась практика работы Банка России при проведении стоимостной экспертизы предметов залога, а также активов (в т.ч. непрофильных) кредитных организаций, по использованию информации по результатам аукционов по банкротству.

В результате было сформировано консолидированное мнение Комитета по оценочной деятельности, выражающее несогласие с мнением специалистов Банка России по следующим основаниям:

Согласно действующему российскому законодательству, базовой стоимостью, в т.ч. и в банковской сфере (закреплено в Федеральном стандарте оценки № 9 «Оценка для целей залога»), является рыночная стоимость, при определении которой (ФЗ № 135), не могут приниматься какие-либо чрезвычайные обстоятельства реализации, при ее определении предполагается, что все стороны (покупатель и продавец) должны действовать свободно и добровольно с соблюдением справедливого баланса интересов.

Формирование цены реализации в рамках банкротных аукционов основывается на ликвидационной стоимости, то есть стоимости, по которой актив реализуется в нетипичных для него условиях (например, в условиях срочной продажи), в условиях, когда стороны вынуждены реализовать актив.

Банкротные аукционы организуются с целью быстрой реализации имущества неплательщика, которая позволяет хотя бы частично погасить его обязательства перед кредиторами.

Функции оценки и последующей распродажи принадлежащего должнику имущества выполняет конкурсный управляющий. Как показывает практика, реализации активов через такую процедуру, дисконты (снижение от рыночной стоимости) в рамках таких аукционов могут достигать 90 и более процентов.

По нашему мнению, при оценке имущества, использование таких данных может привести к существенному и необоснованному занижению рыночной стоимости активов, что, в конечном итоге, может привести к заведомо искажению реальной стоимости активов банков, необоснованному формированию резервов, потере капитала.

На основании изложенного просим Вас внести изменения в методику Банка России по оценке залогов, а также рассмотреть возможность участия в ее разработке специалистов кредитных организаций.

Ответ

Служба анализа рисков рассмотрела письмо Ассоциации Банков Северо-Запада и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 72 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации и банковской группы Банк России проводит оценку их активов и пассивов, а также в целях оценки активов и пассивов кредитной организации, в том числе достаточности резервов, создаваемых под риски, проводит экспертизу предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, включающую установление фактического наличия предмета залога и его осмотр, установление правового статуса предмета залога, а также суждение о стоимости предмета залога, выносимого на основании федеральных стандартов оценки, предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 135-ФЗ).

Согласно пункту 4.1 Положения Банка России от 26.12.2016 № 570-П «О порядке проведения Банком России экспертизы предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде» (далее - Положение № 570-П) в рамках экспертизы предмета залога Банк России с учетом требований и рекомендаций федеральных стандартов оценки, применяет подходы к оценке предмета залога (сравнительный, затратный, доходный) и выносит суждение о его рыночной стоимости. В Положении № 570-П предусматривается определение рыночной стоимости предмета залога, при установлении которой осуществляется анализ рынка предмета залога на основании информации, указанной в пункте 4.4 Положения № 570-П.

В связи с этим при проведении экспертизы предмета залога Банк России не использует данные о стоимости имущества, реализуемого в рамках банкротных аукционов, на которых фактически определяется ликвидационная стоимость. Данную информацию Банк России не использует, поскольку не определяет ликвидационную стоимость. Полагаем, что оснований для внесения в Положение № 570-П изменений в части источников получения информации при проведении экспертизы предмета залога о предмете залога, о рынке предмета залога не усматривается.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с приказом Банка России от 27.12.2014 № ОД-3716 «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов Банка России» при разработке проекта нормативного акта проводится оценка регулирующего воздействия путем его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сбор замечаний, предложений к нему. В случае разработки проекта о внесении изменений в Положение № 570-П в дальнейшем, данный проект также будет размещаться для оценки его регулирующего воздействия.

Комментарии
Нет комментариев
 

Уважаемые господа!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте, если вы хотите разместить сообщение, статью или оставить комментарий.

Публикация новых сообщений и статей подлежит премодерации.

194044, Санкт-Петербург, Пироговская наб., д. 5/2, гостиница "Санкт-Петербург"

Все права защищены. © Ассоциация банков Северо-Запада 2018.
Разработка сайта - Pyramid IT