Пятница, 19 Апреля 2024 года

Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы, посвященном рассмотрению Годового отчета Банка России за 2021 год

21 апреля 2022
Северо-Западное ГУ ЦБ РФ
Северо-Западное ГУ ЦБ РФ
Тел: (812) 320 3675; факс: (812) 571 7060

Эльвира НабиуллинаДоброе утро, уважаемые коллеги!

Я сегодня представляю отчет о деятельности Банка России. И конечно, буду говорить не только об итогах прошедшего года, но, наверное, больше о событиях последних месяцев. О том, что мы делаем для того, чтобы помочь экономике, людям, поддержать способность нашей финансовой системы противостоять беспрецедентным вызовам.

Хочу начать с благодарности депутатам. Я понимаю, что у вас сейчас напряженная работа, и при этом на неделе все фракции нашли возможность провести встречи со мной, с моими коллегами, чтобы обсудить и результаты работы, и дальнейшие шаги по минимизации последствий введения санкций, поддержке экономики в новых условиях. Было также заседание четырех комитетов.

Я начну с состояния экономики, какой она вышла из пандемии и пришла к настоящему моменту. Это важно не только для оценки ситуации, но и для того, чтобы понимать, на какой основе мы можем действовать сейчас.

В прошлом году российская экономика завершила постпандемическое восстановление. ВВП по итогам года вырос на 4,7% - это максимум за 13 лет, с 2008 года. Безработица была на историческом минимуме. Спрос полностью восстановился, но предложение товаров, услуг не поспевало (сказывались последствия ковидных ограничений). Эта ситуация не была уникально российской. Мы видим, что во всем мире начала расти инфляция. И в России. Но мы старались действовать плавно, таким образом, чтобы не подорвать восстановительный импульс экономики, но, с другой стороны, не дать разогнаться инфляции, и повышали ставку.

Как результат, кредитование у нас росло двузначными темпами. Кредитование предприятий выросло на 12% (а я напомню: в спокойном, доковидном еще 2019 году кредитование предприятий выросло на 5,8%), ипотека в прошлом году выросла на 30%, розничное кредитование - на 20%.

И нам удалось создать необходимый запас прочности в банковской системе. Это стало в значительной степени результатом той политики, которую мы проводили много лет, - по оздоровлению, по очищению банковской системы.

Конечно, такое быстрое восстановление имело и некоторые, скажем так, болезни роста. И мы последовательно с ними боролись, чтобы не допускать разного рода «пузырей». Так, например, льготная ипотека подстегнула не только выдачи новых кредитов, но имела побочный эффект в виде роста цен на жилье, и мы тоже с вами много это обсуждали. В результате нашей совместной работы с Правительством параметры этой программы были скорректированы, с тем чтобы она была более адресной, имела большую социальную направленность и чтобы ее масштабы не разгоняли цены на жилье.

Побочные эффекты были в бурно растущем розничном кредитовании. Мы понимали, что перекредитованность несет риски не только для устойчивости банковской системы, но прежде всего угрожает и благополучию людей, поэтому принимали необходимые меры.

В прошлом году мы продолжали диверсифицировать золотовалютные резервы. Для нашей экономики очень важно иметь разноплановые резервы. Почему? Во-первых, как и другие страны, мы подвержены разного рода внешним финансовым кризисам. Поэтому, как страна с нерезервной валютой, мы должны иметь возможность стабилизировать внутренний валютный рынок в условиях такого кризиса. А внутренний валютный рынок у нас преимущественно был в долларах и евро. Почему? Потому что львиная доля нашего экспорта и импорта торгуется именно в этих валютах. В них выражены и обязательства компаний, банков, государства, вклады в банках. Поэтому долларово-евровая часть резервов нужна для отражения вот таких финансовых угроз. Но с 2014 года наша страна подвержена санкционному давлению, поэтому мы последовательно в течение многих лет диверсифицировали резервы, наращивая доли золота и юаня.

Так, с конца 2013 по конец 2021 года доля доллара США в резервах сократилась почти в 4 раза, доля золота выросла в 2,5 раза - с 8,3 до 21,5%. А доля юаня - с нуля до 17%.

Мы понимали риски. Поэтому приоритетом была дедолларизация финансовой системы. Ее нельзя было решить ни за один день, ни за один месяц, здесь нужна была последовательная работа. Но за 5 лет у нас доля валютных активов и пассивов, обязательств банков снизилась в 1,5 раза.

2022 год мы встретили без существенных дисбалансов, с большим запасом прочности финансовой системы, сохранив макроэкономическую стабильность. И все это определило нашу возможность выдержать острую фазу кризиса первых месяцев.

Чтобы противостоять вызовам, требуется структурная перестройка экономики. Эта структурная перестройка, конечно, затронет и финансовую сферу, которая должна переориентироваться на выполнение задач перед экономикой.

Сейчас - о тех мерах, которые мы принимали с конца февраля до сегодняшнего дня.

Конечно, высокая ставка, мы понимаем, делает менее доступным кредит. Но это временная вынужденная мера, именно для острой фазы кризиса. Благодаря ей мы не допускаем разгона инфляции. А это значит, что и не зашкалят долгосрочные ставки. Они будут снижаться по мере снижения ключевой ставки и снижения инфляции. Кроме того, возвращение средств вкладчиков в банки благодаря привлекательным ставкам по депозитам - это, с другой стороны, сохранение банками ресурсов для расширения кредитования. И практически во всех фракциях задавался вопрос, надо ли было повышать так ставку. Могу сказать, что, пропустив эту фазу антикризисного реагирования, мы просто не смогли бы перейти к работе по обеспечению доступного кредита.

По мере стабилизации ситуации на финансовом рынке, по мере снижения инфляционного давления мы начали снижать и ключевую ставку. Даже не дожидаясь планового Совета директоров, мы снизили ставку до 17%. И будем рассматривать возможность ее дальнейшего снижения на следующих заседаниях.

Очень важный элемент нашей финансовой системы - это платежная инфраструктура, система платежей, расчетов. Это, по сути, кровеносная система экономики. И мы делали все в предыдущие периоды, чтобы она могла работать бесперебойно.

Наша НСПК обрабатывает все операции по международным платежным картам внутри России и даже после их ухода с российского рынка. Внутри страны для людей, которые держали карты Visa и Mastercard, практически ничего не изменилось. У нас сейчас есть возможность снижать издержки для людей, для бизнеса, временно ограничив комиссии по эквайрингу по социально значимым товарам. Система быстрых платежей, которую мы создавали и развивали, - это дешевые переводы и между гражданами, и когда граждане оплачивают товары, услуги. Вчера мы на 2 года продлили обнуление комиссии для банков в СБП для переводов средств граждан друг другу. Бизнес тоже активно использует эту систему, количество операций выросло за полгода в 6,5 раза.

Карты «Мир» - они позволяют расплачиваться в России и в странах, с которыми у нас есть соглашения, и мы дальше будем расширять географию присутствия.

И конечно, Система передачи финансовых сообщений Банка России - это внутрироссийский аналог SWIFT. К ней могут подключаться сейчас и иностранные участники, которые работают с российскими банками и компаниями.

Теперь я хотела бы чуть-чуть подробнее остановиться на структурной перестройке российской экономики. Это сейчас самое главное. Она уже началась, и именно эта структурная перестройка будет определять ситуацию в экономике в течение нескольких кварталов.

Что такое структурная перестройка экономики. Структура экономики - это экономические связи, рынки сбыта, география экспорта и импорта, объем производства, который определяется внешним и внутренним спросом, доля в экономике разных отраслей, степень локализации производств, уровень включенности в международные экономические цепочки и распределение рабочей силы по секторам, спрос на специалистов определенных специальностей, уровень технологичности производственных процессов и так далее, и так далее. Практически все это должно сейчас претерпеть изменения.

Из-за санкций российские потребители и производители теряют доступ к рынкам импорта и экспорта готовой продукции, компонентов. Проблемы могут возникать, даже когда производство с высокой степенью локализации, когда произошло достаточно высокое импортозамещение. Например, когда нарушились поставки каких-то компонентов, частей, доля которых в конечном продукте может быть небольшая. Например, швейные производства столкнулись с трудностями с приобретением швейной фурнитуры - основные поставщики были из Европейского союза. Что это? Например, пуговицы. Их много где делают, но, как предприятия нам говорят, по их оценкам, поиск новых партнеров и налаживание логистики может занимать до нескольких месяцев. То же самое, например, с бумажной промышленностью. Древесина у нас вся российская, но отбеливающие химикаты были импортными. Сейчас производители переключаются на альтернативных поставщиков, занимаются разработкой собственных химикатов. Но на это тоже нужно время. В пищевой промышленности сырье отечественное, а привычной иностранной упаковке нужно срочно искать замену. И все это занимает время.

Экспортерам приходится искать новую логистику: для российских кораблей закрыты многие порты, есть ограничения на работу российских перевозчиков в Евросоюзе. Здесь проблема может упираться и в неразвитость инфраструктуры на российском направлении в новых направлениях, для того чтобы резко увеличить объемы. Инфраструктуру создавать надо, и это нам под силу, но и это тоже потребует времени.

Трудности проявляются во всех секторах, и в больших, и в малых компаниях.

Задачи финансовой сферы, финансовой системы тоже должны быть переориентированы именно на поддержку такой структурной перестройки нашей экономики, наших предприятий. Самое важное сейчас - защитить людей, их доходы, рабочие места, а значит, дать возможность экономике максимально быстро перестроиться. Это задача общеэкономическая и задача финансовой сферы.

Скорость изменений может дать только предпринимательская инициатива.

Поэтому сейчас надо дать бизнесу - всему бизнесу - максимальные возможности для проявления инициативы. Поэтому вижу задачу Банка России - наладить работу финансовой системы так, чтобы она отвечала потребностям бизнеса в такой ситуации. Конечно, одновременно нужно защищать людей, защищать их доходы, сбережения, чтобы их реальные доходы увеличивались, не съедались инфляцией, не обесценивались. Поэтому нам, конечно, здесь денежно-кредитную политику надо будет проводить сбалансированно.

Мы работаем в тесном контакте с Правительством, все программы обсуждаем совместно и будем это дальше делать.

 

Новости банка

195196, г. Санкт-Петербург, ул. Рижская, дом 1 (БЦ "Р1"), офис 200

Все права защищены. © Академия Бизнес-Финанс 2024.
Разработка сайта - Pyramid IT