Банк «Открытие» и Московская школа управления СКОЛКОВО провели третье исследование готовности малого и среднего бизнеса к цифровой экономике (BDI - Business Digitalization Index). Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.
«Пандемия дала мощный толчок к цифровизации бизнеса. Самоизоляция стимулировала предпринимателей перейти на удаленный формат работы и оперативно развивать каналы и сервисы для построения бизнеса в режиме онлайн. Сложившаяся ситуация в экономике сформировала в жизни пользователей новый опыт и увеличила проникновение диджитализации в жизни пользователей. Мы наблюдаем стремительный рост цифровизации и предлагаем рынку два инструмента: индекс BDI, демонстрирующий уровень готовности компаний малого и среднего сегмента к цифровой трансформации и, новый инструмент, возможность предпринимателям пройти цифровой chek-up и получить консультацию по внедрению цифровизации. Безусловно, для развития цифровой культуры в бизнес-процессы компаний необходимо время и поэтому, несмотря на рост индекса цифровизации бизнеса, значение в 50 пунктов говорит о том, что бизнес готов к цифре только наполовину. При этом высокий уровень цифровизации имеют всего 11% компаний. Среди компаний среднего бизнеса доля достигает 20%, среди ИП - 10%, среди микро и малых предприятий - 12-15%1», - прокомментировала Надия Черкасова, заместитель президента-председателя правления банка «Открытие».
В контексте сложной эпидемиологической ситуации и перехода многих компаний на удаленную работу уровень цифровизации компаний особенно актуален. Среди предпринимателей есть понимание того, что цифровые технологии сегодня - залог жизнеспособности и успешности бизнеса. Однако не все представители бизнеса смогли оперативно перестроить свои бизнес-процессы на удаленный формат работы: те, кто не успел это сделать, сегодня терпят убытки.
За последние полгода уровень цифровизации предприятий МСБ Москвы и российских регионов вырос: сегодня Индекс цифровизации бизнеса2 равен 50 пунктам по шкале от 0 до 100 (рост на 5 пунктов с прошлого года3).
Компании стали чаще использовать цифровые технологии и интернет-инструменты в работе. Больше компаний завели собственные сайты (75% в 2020 году против 54% в 2019 году).
Выросла доля предпринимателей, считающих, что цифровизация повышает удобство ведения бизнеса (с 34% до 57%), увеличивает скорость работы (с 33% до 53%) и улучшает клиентский сервис (с 15% до 22%).
Российские компании по-прежнему уделяют недостаточное внимание вопросам информационной безопасности. Растет интерес к специализированным средствам защиты, но их использование все еще не очень распространено: доля имеющих центр мониторинга сетевых атак увеличилась с 1% до 7%; имеющих специализированные программы для защиты бизнеса - с 9% до 14%. Доля тех, кто не использует никаких инструментов, упала с 23% до 17%.
По мнению предпринимателей, основной барьер цифровизации бизнеса - нехватка средств, бюджетные ограничения (24%). Особенно часто говорят об этом предприниматели из регионов.
Другой важный препятствующий фактор - незаинтересованность в цифровизации руководителей компаний (14%), низкий уровень их знаний и навыков в цифровой среде (9%). Руководители часто не осознают преимущества, которые цифровизация открывает перед бизнесом.
Индекс цифровизации бизнеса интегрирует пять частных индексов:
Использование цифровых каналов передачи данных
Возросло количество компаний, использующих цифровые каналы передачи данных, такие как корпоративная почта (с 48% до 56%), облачные решения (с 46% до 52%) и системы по автоматизации работы с клиентом (с 23% до 33%). При этом компании в Москве более активно пользуются перечисленными каналами, чем бизнес в регионах.
Интеграция цифровых технологий
Востребованность цифровых технологий растет: в 2020 году увеличилась доля компаний МСБ, использующих технологии интернета вещей, технологии, основанные на искусственном интеллекте и 3D-печать. Охват компаний интернетом для ведения бизнеса достиг 94% (в 2019 году - 92%). Продолжается переход компаний на электронный документооборот: 81% компаний отказались от бумажного документооборота частично или полностью.
Также компании все более охотно переходят на онлайн-общение с клиентами и партнерами. Снизилась доля руководителей, которые считают, что общаться с клиентами или партнерами нужно только лично (с 38% до 30%). Для взаимодействия с клиентами активно используются соцсети и мессенджеры: каждый второй представитель МСБ в России имеет страницу в соцсетях (47%), 80% используют мессенджеры.
Рост использования интернет-инструментов
В интернете компании чаще всего используют такие специальные инструменты продвижения, как контекстная реклама (65%) и реклама в соцсетях (58%). В 2020 году они стали выбирать эти инструменты чаще (в 2019 году их использовали 44% и 34% представителей МСБ соответственно). В столице предприниматели чаще используют для продвижения бизнеса Instagram и Facebook, а VK.com остается региональным фаворитом (см. таблицу).
Информационная безопасность бизнеса
В 2020 году уровень информационной защиты компаний остается прежним. Самые популярные способы защиты, как и в 2019 году, - антивирусные программы для физических (35%) и юридических лиц (40%).
Доля компаний, имеющих утвержденную политику информационной безопасности и политику конфиденциальности информации, осталась на уровне 2019 года (60% и 50% соответственно).
Человеческий капитал
Компании все больше внимания уделяют развитию сотрудников. Доля компаний, в которых прошли обучение руководители, в 2020 году по сравнению с 2019 увеличилась с 26% до 32%. Доля тех компаний, где обучение проходили рядовые сотрудники, - с 28% до 43%. Треть субъектов МСБ проводят обучение собственными силами (34%).
Растет доверие к банкам как провайдерам обучения в сфере цифровых инструментов: снизилась доля тех представителей МСБ, кто считает, что банк не может проводить подобное обучение (с 35% до 27%).
«Как мы и прогнозировали осенью 2019 по результатам второй волны, МСБ активно осваивает и интегрирует в работу цифровые решения. По сравнению с данными 2019 года сегодня наблюдется более активное использование технологий искусственного интеллекта, интернета вещей и 3d-печати. С одной стороны, это обусловлено развитием цифровой грамотности и технологической подкованности предпринимателей, с другой - ростом доступности самих технологий. Хороший пример - 3d-печать, в использовании которой наблюдется заметная динамика. Сама по себе технология постоянно развивается, становясь всё более доступной как с точки зрения простоты использования, так и с точки зрения стоимости. Сегодня портативный 3d-принтер доступен любому предпринимателю, а его возможности существенно упрощают и ускоряют процесс производства некоторых деталей. Интересно, что в регионах рост использования 3d-печати среди предпринимателей заметно выше, чем в Москве. Это может быть обусловлено большей представленностью сервиса аддитивных технологий в столице по сравнению с провинцией. Отсутствие возможности заказать услугу 3D-печати заставляет региональных предпринимателей самостоятельно осваивать данную технологию. Естественен и рост использования облачных решений. Данных всё время становится больше, и они требуют новых подходов к хранению и обработке. Думаю, мы будем наблюдать рост в этом аспекте ежегодно. Важно, чтобы от простого накопления данных МСБ переходил к аналитике для формирования продуктов и услуг, оптимизации бизнес-процессов, более таргетированной и персонализированной работе с клиентами. Сегодня данные позволяют заметно улучшить качество решения всех этих задач», - комментирует Ярослав Слободской-Плюснин, руководитель направления по оценке и развитию Московской школы управления СКОЛКОВО.
1Высоким считается уровень цифровой грамотности в 70 п.п. и выше.
2Репрезентативный всероссийский опрос представителей малого и среднего бизнеса (включая ИП) проведен НАФИ в феврале 2020 г. Опрошено 598 руководящих сотрудников предприятий в 8 федеральных округах России.
3Было проведено 3 волны исследований уровня цифровизации МСП: в апреле 2019 (1 этап), в октябре 2019 (2 этап) и в феврале 2020 (3 этап). 2 и 3 этапы были проведены по расширенной методологии, результаты не сравнимы с результатами 1 этапа.
Таблица 1
Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index)*, в процентных пунктах
| 2019 | 2020 |
Индекс цифровизации бизнеса (BDI) | 45 | 50 |
Частные индексы | ||
Каналы передачи и хранения информации | 57 | 59 |
Интеграция цифровых технологий | 27 | 58 |
Использование интернет-инструментов | 52 | 57 |
Информационная безопасность | 54 | 41 |
Человеческий капитал | 36 | 33 |
*Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.
Таблица 2
«Какие инструменты для цифровой трансформации собственного бизнеса использует Ваша компания?»*, в % от всех опрошенных
| 2019 | 2020 |
Мобильные приложения, используемые для ведения бизнеса | 50 | 51 |
Технологии Интернета Вещей | 26 | 34 |
Технологии, основанные на искусственном интеллекте | 12 | 19 |
Технологии 3D-печати | 9 | 16 |
Технологии на базе машинного обучения | 9 | 8 |
Технологии виртуальной/дополненной реальности | 2 | 2 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 3
«Какие именно каналы продвижения товаров и услуг в интернете использует ваша компания?»*, в % от всех опрошенных
| 2019 | 2020 |
Контекстная реклама | 44 | 65 |
Реклама в соц. сетях | 34 | 58 |
Баннерная реклама | 32 | 41 |
Платное размещение рекламы в социальных сетях | 20 | 36 |
Рекламные видео в интернете (YouTube, GPMD) | 11 | 18 |
Лидогенерация (CPA-сети) | 4 | 11 |
Спецпроекты с блогерами | 5 | 10 |
Затрудняюсь ответить | 15 | 6 |
Ничего не используем | 4 | 3 |
Другое | 5 | 1 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 4
Социальные сети, используемые предпринимателями для продвижения
| В среднем по России | В Москве | В регионах |
VK.com | 73 | 59 | 76 |
71 | 78 | 70 | |
50 | 47 | 66 | |
Одноклассники | 31 | 13 | 34 |
15 | 12 | 15 | |
YouTube | 14 | 25 | 13 |
Другое | 6 | 6 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 0 | 3 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 5
«Использует ли Ваша организация системы обеспечения информационной безопасности?»*, в % от всех опрошенных
| 2019 | 2020 |
Используем антивирусные программы для юридических лиц | 39 | 40 |
Используем антивирусные программы для физических лиц | 40 | 35 |
Не используем | 23 | 17 |
Используем специализированные программы для защиты бизнеса (межсетевые экраны, WAF, защита от DDoS) | 9 | 14 |
Другое | 0 | 9 |
В компании есть центр мониторинга сетевых атак | 1 | 7 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 6 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 6
«Какие, на ваш взгляд, есть барьеры в переходе вашего бизнеса на новый цифровой формат?»*, в % от всех опрошенных
| 2019 | 2020 |
Никаких/нет барьеров | 27 | 36 |
Бюджетные ограничения в компании на внедрение цифровых технологий | 20 | 24 |
Другое | 2 | 18 |
Незаинтересованность руководителей компании в переходе на цифровой формат / нет такой потребности /специфика компании | 21 | 14 |
Низкий уровень знаний и навыков руководителей, сотрудников в области использования технологий на работе | 11 | 9 |
Инфраструктурные ограничения (неразвитость каналов связи, низкое качество интернета) | 2 | 4 |
Отсутствие времени | - | 4 |
Строгое регулирование со стороны государства | 1 | 0 |
Затрудняюсь ответить | 18 | 0 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
195196, г. Санкт-Петербург, ул. Рижская, дом 1 (БЦ "Р1"), офис 200
Все права защищены. © Академия Бизнес-Финанс 2024.