Вторник, 25 Февраля 2020 года      $ 64.30      € 69.41

Российское правительство: новый состав и повестка

22 января 2020

Наталия Орлова, Центр макроэкономического анализа Альфа-Банка

Новый состав правительства - первым заместителем председателя правительства назначен Андрей Белоусов, Решетников и Хуснуллин привнесут опыт регионального управления: Новый премьер-министр Михаил Мишустин вчера вечером представил свой кабинет. Первое важное изменение зкалючается в том, что помощник президента Андрей Белоусов стал первым заместителем председателя правительства (ранее этот пост занимал Антон Силуанов, сейчас он сохранил за собой только пост министра финансов). Вторая новость связана с тем, что в состав правительства вошло два опытных региональных чиновника: губернатор Пермского края (который с 2010 по 2017 работал в правительстве Москвы) Максим Решетников назначен Министром экономики, а заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин (который с 2001 до 2010 был министром строительства в республике Татарстан) получил должность заместителя председателя правительства.

Ускорение роста ВВП - главная задача правительства: Главной задачей нового правительства является обеспечение ускорения экономического роста (как заявил президент в ходе своего ежегодного послания Федеральному собранию, рост должен превысить среднемировые темпы роста в 2021 г., то есть составить примерно 3% г/г). Назначение Андрея Белоусова указывает на то, что нацпроекты останутся главным инструментом ускорения экономического роста, а в свете двух других упомянутых назначений следует ожидать активизации строительства и возможного распространения опыта инфраструктурного прорыва в Москве на другие регионы.

Курс на бюджетную консолидацию завершен, но бюджетные ограничения остаются в силе: В то же время, мы не считаем, что президент готов пожертвовать своими достижения в области бюджетной политики, чтобы стимулировать рост. Потеря Антоном Силуановым поста первого заместителя председателя правительства означает только, что бюджетная консолидация больше не является приоритетом - с 2011 г. цена на нефть, балансирующая бюджет, снизилась с $100/барр. до $49/барр. в 2019 г., что является безусловным успехом Минфина. Позиция Антона Силуанова на посту министра финансов надежна и даже укрепилась, так как Росимущетсво теперь перешло в подчинение Минфину (ранее - Минэко). Это может указывать на новую задачу - генерировать дополнительные бюджетные доходы за счет улучшения управления госимуществом. Таким образом, если бюджетные расходы и будут расти быстрее, это не обязательно приведет к смягчению бюджетной политики в ближайшем будущем.

Новые задачи правительства сокращают зону комфорта ЦБ РФ: В прошлом взгляды экономического блока правительства и ЦБ на необходимость структурных реформ и на ограничения роста в целом совпадали, что создавало общее предпочтение экономического блока к сдержанной экономической политике. С 2014 года при переходе к инфляционному таргетированию и для достижения цели по инфляции в 4% ЦБ получил большую поддержку от бюджетной политики; окончание бюджетной консолидации означает, что ЦБ придется контролировать инфляцию своими силами и, возможно, даже через какое-то время предпочтения бюджетной и монетарной политики станут разнонаправленными.

Внешняя повестка уступает место внутренней: Тот факт, что на создание нового кабинета ушла неделя после отставки правительства, является знаком того, что это решение не готовилось заранее, а стало отражением новой экономической реальности. Особенность момента заключается в том, что с 2014 г. все внимание было сосредоточено на геополитической повестке, и только недавно внешняя ситуация начала улучшаться. В декабре 2019 президент провел успешную встречу в рамках Нормадской четверки в Париже, был установлен контакт с новым президентом Украины, и санкционные риски пошли на спад. Успехи на внешнем фронте дали возможность переключить внимание на внутренние факторы, где картина выглядит не такой уж радужной. Недофинансирование ряда нацпроектов и слабые темпы роста (только в 1П19, по данным Росстата, экономика росла темпом менее 1% г/г) могли поставить под вопрос задачи ускорения экономики в будущем. Новое правительство имеет достаточно профессиональных навыков, чтобы реализовать нацпроекты; при этом, задача разработки какой-либо новой модели экономического роста сейчас на повестке дня не стоит.

Комментарии
Нет комментариев
 

Уважаемые господа!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте, если вы хотите разместить сообщение, статью или оставить комментарий.

Публикация новых сообщений и статей подлежит премодерации.

194044, Санкт-Петербург, Пироговская наб., д. 5/2, гостиница "Санкт-Петербург"

Все права защищены. © Академия Бизнес-Финанс 2020.
Разработка сайта - Pyramid IT